Яна Быкова: Сообщения

Профиль
Яна Быкова -> Всем, Заболевания у детей, Гимнастика для детей
Сколиоз у детей. ЛФК при сколиозе
f006793729c8a638b02d2d5865a1852c.jpg

Сколиоз — заболевание костно-мышечного аппарата, которое без лечения продолжает ухудшаться и приводит к деформации позвоночника. Вследствие чего нарушается кровообращение, ухудшается дыхание, в тяжелых случаях искажается внешний вид строения фигуры. Данная болезнь вполне излечима, особенно в детском возрасте, когда скелет растет и поддается коррекции, но без изменения образа жизни и медицинской помощи может привести к инвалидности.



Лечение сколиоза у детей:


Обычно это комплексные, консервативные методы: массаж, лечебная физкультура, физиотерапия. Все упражнения и процедуры направлены на тренировку мышц спины и исправление кривизны позвоночника. Родители, задающиеся вопросом как лечить сколиоз у детей, должны осознать, что в первую очередь – это дисциплина и настойчивость.


Массаж при сколиозе у детей является важной частью комплексного лечения. Для стабильного эффекта необходимо пройти минимум три курса массажа, с перерывом в среднем полгода. Между первым и вторым курсом промежуток времени рекомендуется уменьшить до двух-трёх месяцев. Чем младше ребёнок – тем большее значение имеет массаж в лечении сколиоза. Важно начать лечение сразу, как только ребёнку был установлен диагноз, так как во время роста скелета при не леченом сколиозе патология закрепляется. Выполнять лечебный массаж должен только специально обученный человек с медицинским образованием, так как очень важно учитывать особенности анатомии скелета ребёнка.


Упражнения при сколиозе у детей:

  • Стоя прямо, руки развести в стороны, затем поднять вверх и прогнуться, задержаться на пару секунд. Повторить 5-10 раз;
  • Гимнастическую палку или обычную швабру определить за спину, прижать руками одним концом к голове, другим к тазу и выполнить приседание, наклоны вперед и в стороны;
  • Лежа на животе, максимально оторвать от пола руки и ноги, в таком положении нужно задержаться на 3-5 секунд, повторять 8 раз;
  • Ребенок должен лежать на животе, а мама или инструктор придерживать его ноги. Пусть ребенок, вытянув руки впереди себя, высоко поднимет туловище и зафиксируется на 5 секунд, упражнение повторяется 4-8 раз;
  • Лечь на спину, поднять ноги и согнув их в коленях крутить воображаемые педали велосипеда от 10 до 16 раз
Анна КулаеваАнна Кулаева
20.05.16 14:461 Ещё
Спину действительно важно тренировать, чтобы в дальнейшем не напоминать постоянно себе "держи осанку", сама будет держаться, ведь это её естественное состояние при сильном мышечном корсете.
Правда, главное, не переборщить. Но это уже скорее ко взрослым.
Виктория ПешинаВиктория Пешина
04.10.16 20:501 Ещё
Это скорее всего гимнастика для профилактики  сутулости, при сколиозе я бы рекомендовала другие комплексы, и строго индивидуально в зависимости от формы и степени заболевания
Яна БыковаЯна Быкова
08.10.16 13:090 Ещё
Спасибо, Виктория. Безусловно на приеме  после осмотра ребенка, а в случае надобности, прибегая к дополнительным обследования, таким как рентген, томография и  ит.д  и я  рекомендую комплексы исходя из вида и степени сколиоза строго индивидуально. Более того , желательно, чтобы детки занимались под контролем врача лфк,  для того, чтобы отследить правильность выполнения упражнений. В этом простеньком сообщении, написанном автором,  для родителей доступным  языком , представлены  несколько общих, не сложных упражнений, широко используемых у детей и в профилактике и в лфк ( конечно не сложных форм) сколиотической осанки в разных отделах позвоночника. Их можно делать в домашних условиях с мамочками. Это мне понравилось. Насчет кифоза, вы правы  абсолютно,  эти упражнения тоже используются , но есть масса комплексов более специфических.
Яна Быкова -> Всем, Заболевания у детей
Парафин с озокеритом в домашних условиях при дисплазии тазобедренных суставов
При дисплазии обычно назначают массаж, физио и парафин. Если назначения на парафин вам не досталось, то вполне можно провести процедуру дома. Мне бы в свое время такой пост помог, может быть кому-то еще пригодится!  Итак, чтобы сделать парафинотерапию, нужно приготовить несколько вещей:

1. Парафин косметический — 500 гр (2 упаковки), продается в аптеке в пределах 80-90 рублей.

0d3251a920943eb9cf852a2e89448083.jpg


2. Озокерит — 250 гр (1 упаковка) я брала той же фирмы, что и парафин, правда не во всех аптеках есть. Стоит тоже рублей 80.

d9c5bfb16095b8c78dd1630fc83d8e51.jpg

3. Вазелиновое масло — 1 бутылек, стоит 14 рублей

4. Советская плотная клеенка — до сих пор продается в аптеках )))

9853853aec4474777225881986452f99.jpg

Всё. Теперь растапливаем две части парафина и одну часть озокерита на водяной бане. Туда же добавляем вазелиновое масло

babed7a042725df80dd4a4c7f37638d0.jpg

Пока парафин плавится, готовим форму из клеенки. Она должна быть по размеру примерно такой, как попа вашего малыша, и чуть шире, чтобы захватывала немножко бочка.   Просто складываем клеенку и зажимаем края прищепками. Хорошо, если есть форма или противень такого же размера, чтобы вы положили клеенку внутрь и парафин точно не разлился. Но если нет, просто делайте бортики клеенки повыше.

74b4f61f4eb4acd4ec77fc740f11381b.jpg

db79c2f4d3307e3e036f863fa39359e6.jpg


Проверяем, весь ли парафин растворился и выливаем в форму

097854769aab1d4a261770b935499719.jpg

Нужно, чтобы толщина парафина была не меньше сантиметра (у меня получалось даже больше). Примерно через 10 минут парафин схватится, проверьте локтем его температуру и можете снимать его с клеенки.

dd119b1e3b8772cf5c11a205fef72e8e.jpg

Обратите внимание, чтобы он подстыл по всей толщине и не подтекал в середине.

21b656c43723bdb038524a4e525c4139.jpg

А теперь укладываем: тепленький плед — простынку — парафин — ребенка попой на парафин. И заматываем попу поплотнее, чтобы парафин не сдвинулся. Выше попы парафин делать нельзя — там почки, на половые органы, конечно, тоже. Но можно заодно сделать «сапожки» на икры, если ребенок, например, становится на носочек и икроножные мышцы не разработаны. Детям до полугода достаточно 5-7 минут парафина, после полугода можно делать 10 минут. Всего 20 сеансов, и желательно после парафина делать   массаж с акцентом на ножки — лягушечку, велосипед, разведение ножек и т.д.

Ну вот, вроде бы и все! Главное, следите за температурой парафина, но будьте готовы, что малыш в любом случае не будет в восторге, когда его попой на парафин укладывают. хотя через пару минут успокаивается :) После процедуры попка должна быть красная, может быть, даже вспотевшая.Правда на фото цвет бледнее )))

7c140b251fda8627a3128618d64a5c3b.jpg

Инструкцию эту я взяла не из головы — массажистка подсказала. Всем удачи, деткам здоровья!!!


P.S. Использованный парафин потом заново растапливается и идет в дело, со временем можно будет просто добавлять озокерит. И еще, парафин можно использовать и взрослым, например, при простуде аппликации на область груди для прогревания.


Сергей СемиёшкинСергей Семиёшкин
09.08.16 21:300 Ещё
Кому то эта информация может быть кстати и полезна.
Яна Быкова -> Всем
Особенности формирования бедренной кости тазобедренного сустава (ядер окостенения) у детей
Окостенение тазобедренных суставов проходит у человека постепенно и завершается к 20 годам. Очаг образования появляется еще у плода, но  активнее всего развитие происходит в последние месяцы беременности – вот почему если ребенок появляется на свет раньше срока, то ядра его суставов будут не сформированы. Отклонение в оссификации головок тазобедренных суставов может наблюдаться и у доношенных детей, что указывает на патологию – отсутствие или замедление окостенения (гипоплазия или аплазия ядер окостенения). Если вовремя не принять меры, то развитие опорно-двигательного аппарата будет происходить с серьезными нарушениями.



В норме ядра окостенения появляются в возрасте 3-5 месяцев.
А  появления рентгенологических признаков центров оссификации у детей — 4 месяцев (полгода тоже считается нормой). У девочек процесс может происходить приблизительно с опережением в месяц, чем у мальчиков.  К окончанию дошкольного возраста (5-6 лет) данные зоны роста костной ткани должны увеличиться в размерах более чем в 10 раз. Если такого окостенения у детей нет, то это является признаком патологии и требуется срочное лечение.


Причины отклонений:

Задержка развития зоны окостенения может произойти под влиянием нескольких факторов:
  • сахарный диабет,
  • искусственное вскармливание,
  • тиреотоксикоз,
  • гипотиреоз и другие патологии систем обмена;
  • рахит костно-суставного аппарата (примерно у 50 % малышей);
Довольно часто недоразвитие ядер бедренного сустава сочетается с дисплазией сустава (врожденным вывихом бедра). Данная патология чаще наблюдается у новорожденных женского пола. Анатомическая особенность у детей с дисплазией заключается в том, что у них нет совпадения центра головки бедра и центра ядра.  Дисплазия характеризуется недоразвитием вертлужных впадин и проксимальных отделов бедренной кости. Это нарушает полноценные функции бедренной кости.


Развития дисплазии можно ожидать в следующих случаях:
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • отягощенная наследственность детей;
  • пожилой возраст родителей;
  • токсикоз мамы во время вынашивания плода;
  • предлежание плода ягодицами.



Для того чтобы поставить правильный диагноз, необходимо провести детальное исследование
Дисплазия развивается еще у плода, а смещение головки (вывих либо подвывих) бедренной кости бедра наступает вторично у новорожденного при нагрузке на сустав:
  • Предвывих – характеризуется ограничением пассивного разведения ног новорожденного, согнутых под прямым углом, повышенным тонусом мышц нижних конечностей, нет симметрии кожных складок на бедре и ягодично-бедренных складок.
  • Подвывих – характеризуется симптомом Ортолани – Маркса (соскальзывание в головке бедренной кости при приведении с последующим вправлением при отведении бедра), что определяется как «щелчок» под рукой исследующего. Также может наблюдаться укорочение конечности.
  • Вывих – характеризуется нарушениями при ходьбе: напряженные приводящие мышцы, сильное ограничение функций бедра при попытке отведения, визуализация большого вертела выше линии Розера – Нелатона.
К наиболее распространенным признакам дисплазии, которые можно наблюдать у новорожденных, относятся:
  • симптом «щелчка» (соскальзывания);
  • нет симметрии в складках кожи на бедрах детей;
  • ограниченное пассивное отведение бедер;
  • установление нижней конечности в положении наружной ротации (то есть стопа новорожденного вывернута кнаружи);
  • укорочение пораженной нижней конечности в сравнении со здоровой.
Сформированный вывих бедренного сустава характеризуется ослаблением ягодичных мышц (из-за чего внешне одна нога становится короче другой). До года больные детки неустойчивы либо прихрамывают при ходьбе, а при двустороннем процессе наблюдается «утиная» походка.
Если нет окостенения или задержка развития ядер окостенения имеет двухсторонний характер, то такая патология суставов не считается серьезной проблемой. Однако в случае одностороннего поражения ядер со значительным контрастом на фоне другого требуется незамедлительное лечение в специализированном отделении.


Диагностические исследования

При обнаружении подобных нарушений возрастает риск травматических повреждений либо различных суставных заболеваний в будущем. Для предотвращения неприятных последствий
необходимо как можно ранее обратиться к квалифицированному специалисту и получить адекватное лечение.




В качестве профилактики нужно создать для ребенка комфортные условия развития
Даже при малом подозрении на нарушение нормы или отсутствие ядер окостенения тазобедренных сочленений, ортопеды назначают проведение УЗИ для подтверждения диагноза. Сонографическое исследование сегодня является наиболее безопасным для здоровья ребенка и эффективным диагностическим методом для определения ядра окостенения в головке бедренной кости и оценки ее функций.
В сомнительных случаях, при необходимости, используют рентгенологическое исследование в прямой проекции, при котором полученная информация о состоянии зоны окостенения тазобедренных суставов является более достоверной. Однако необходимо помнить о том, что рентген-исследование допустимо применять у малышей старше трех месяцев.


Лечебные мероприятия

После правильной и, главное, своевременной диагностики ортопеды назначают комплекс лечебных мероприятий, который в обязательном порядке, как норма, должен включать:
  1. Профилактические и лечебные мероприятия против рахита детей (ультрафиолетовое облучение, прием витамина Д).
  2. Ношение специальной шины для более правильного расположения компонентов тазобедренных суставов по отношению друг к другу и их гармоничного развития.
  3. Назначение кальциевого комплекса в виде электрофореза с фосфором и кальцием, а также бишофитом в область тазобедренных сочленений.
  4. Массаж и лечебную гимнастику грудничка.
  5. Электрофорез с эуфилином в область пояснично-крестцового отдела позвоночника.
  6. Ванночки с растворенной морской солью.
  7. Аппликации с парафином на область пораженного тазобедренного сустава.
  8. Повторное УЗИ после проведенного лечения.
Во время лечения окостенений суставов ребенку нельзя позволять самостоятельно сидеть или стоять с упором на ножки. Это может привести к потере полученных в результате лечения улучшений. Ребенку нужно создать безопасную среду и не оставлять его без присмотра.


Профилактика патологии

Профилактические мероприятия должны быть следующими:
  • сбалансированное питание мамы, содержащее все необходимые питательные вещества, минералы и витамины во время беременности и лактации;
  • своевременное введение прикорма в рацион  детей (в 5 месяцев, максимум в 7 месяцев);
  • регулярное проведение массажа и зарядки для детей;
  • прогулки на свежем воздухе и закаливание;
  • профилактический прием витамина D до годика (обязательно в осенне-зимний период);
  • регулярное посещение участкового педиатра для проведения планового медосмотра.
Если ядро окостенения отсутствует или замедляется (то есть наблюдается гипоплазия или аплазия), то это может стать пусковым фактором развития более серьезной патологии в будущем. Однако обычно, если выполнять все предписания врача, задержка окостенения у детей сходит на нет за 7-8 месяцев и кости малыша развиваются согласна предписанным нормам.

Смотреть видео

Сергей СемиёшкинСергей Семиёшкин
31.07.16 18:430 Ещё
Да, тут главное не упустить момент.
Яна БыковаЯна Быкова
01.08.16 6:101 Ещё
Это точно, все чаще и чаще встречается эта проблема. Иногда сталкиваешься  уже с последствиями, когда топать бы вовсю нужно, а не получается..(((
Яна Быкова -> Всем, Гимнастика для детей, Детский массаж
Массаж кистей рук и пальчиковая гимнастика для развития речи
1a75c859641d8b7b13b98c31a10101c4.jpg

Массаж кистей рук также как и пальчиковая гимнастика являются вспомогательным средством в развитии речи.



Зачем и почему

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.



Массаж рук

  1. Растирание середины ладоней и оснований больших пальцев до чувства жжения – “Разжигаем огонь” и “Добываем грязь”. Как только рукам станет нестерпимо горячо, мы можем быть уверены в том, что активизировали речевые зоны в головном мозге.
  2. Растирание запястий – “Моем руки”.
  3. Хватательные движения пальцами – “Хватаем конфеты”.
  4. Вращательные движения кистями рук – “Фонарики” или “Ловля Пушистиков”.
  5. Круговые движения каждым пальцем – “Осы”.
  6. Сгибание каждого пальчика – “Пружинка”.
  7. Разгибание каждого пальчика с сопротивлением – “Вилочка”.
  8. Массаж каждого пальчика с переходом на ладонь до запястья – “Вкручивание винтиков”.
  9. Массаж кончиков пальцев – “Птичка кормит своих птенчиков”
После массажа вы можете выполнить некоторые пальчиковые упражнения. Сначала все упражнения выполняются не спеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.



Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:


(поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошел,
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.


(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.


(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)


(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!


Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.


Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.


От 1,5 лет и старше (для взрослых это также стимуляция мозговых процессов) – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.




Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)


  1. Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  2. Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  3. Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  5. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  8. Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  9. Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  10. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.


Основные занятия с малышом


Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений.


Автор: Логопед-дефектолог
Сергей СемиёшкинСергей Семиёшкин
09.07.16 10:481 Ещё
Неоднократно наблюдал как маленькие дети после того как научились говорить играют с пальчиками, дают им имена и как бы получается такая ролевая игра каждым пальчиком. Ребёнок разговаривает за каждый пальчик))
Яна Быкова -> Всем
Логопедический массаж от Анны Тильной
fc88aa79c51fa2be493495ce11fb54c1.jpg

Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития


Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.

Существуют различные виды логопедического массажа – это и зондовый массаж Новиковой, и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.
Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно.



Логопедический массаж рук

Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.
  1. Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
  2. Надавливайте  на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
  3. Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
  4. Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
  5. Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
  6. Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.
Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.



Логопедический массаж языка

2b571275b6b38d40abb35771bacf1fe9.jpg

По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.
Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.


  1. Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
  2. По такому же маршруту, только круговыми движениями.
  3. По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо  сначала точечными и затем круговыми движениями.
  4. Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте  те же упражнения
  5. По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
  6. В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
  7. Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.
  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой  и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.
Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.
После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от  массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.
Яна Быкова -> Всем
Детский крем для массажа
4ba5e1a189ccb65ce8385e6e6a38bf68.jpg

Кожа малышей нуждается в бережном к себе отношении не только при появлении каких-то проблем, но и при проведении массажа. Правильный выбор косметического средства поможет сделать процедуру более приятной и полезной. Для того чтобы во время воздействия на кожу у ребенка не возникало неприятных ощущений, специалисты рекомендуют использовать детский крем для массажа. Он позволяет рукам скользить по телу малыша очень легко и плавно, не вызывая при этом раздражения и недовольства карапуза.
Однако часто у родителей возникают сомнения и вопросы по поводу того, какое же конкретно средство можно использовать при проведении массажа. Ведь в продаже их существует огромное количество. Все детские кремы имеют достаточно жирную текстуру, чем великолепно обеспечивается скольжение. Также они замечательно впитываются в кожу. Цена на них является достаточно доступной (некоторые можно приобрести даже за 40 рублей). Как же отличить хороший детский крем от плохого и выбрать правильный для использования при проведении массажа?
Лучше всего будет посоветоваться с педиатром. Однако можно попытаться разобраться в этом вопросе и самостоятельно.
Оптимальные компоненты, входящие в состав кремов, применяемых для детского массажа
Все специалисты, имеющие отношение к педиатрии, единогласны в том, что для малышей должна применяться косметика, состоящая из природных компонентов. Что же такое натуральные и растительные вещества? Какие из них могут входить в состав кремов, используемых для массажа детей и в чем их польза?


Очень хорошо себя зарекомендовали при воздействии на кожу малышей следующие элементы, часто входящие в детский крем для массажа:



  • Оливковое масло. Компонент богат полезными веществами и витаминами. Сохраняет влагу в клетках, нормализует липидный обмен, выводит антиоксиданты. Защищает от вредных факторов окружающей среды, смягчает, увлажняет, устраняет раздражение, шелушение, не забивает поры.
  • Пчелиный воск. Абсолютно безопасен для детской кожи. Имеет огромное количество биологически активных веществ. Является прекрасным естественным эмульгатором, идеально смешивающимся с любыми маслами. При нанесении образует защитный барьер, уменьшающий сухость и задерживающий влагу, однако не мешающий эпидермису дышать. Выступает великолепным природным увлажнителем. Одним из его свойств является притягивание молекул воды и защита от обезвоживания эпидермального слоя. Детские кремы, содержащие пчелиный воск, имеют антибактериальные, гипоаллергенные, противовоспалительные, противовирусные свойства. Их применение во время массажа предотвращает появление различных проблем с кожей: способствуют минимизации прыщей и являются профилактикой возникновения угревой сыпи. Пчелиный воск эффективно борется с детским зудом и шелушением, имеет ранозаживляющие свойства.
  • Кокосовое масло. Великолепный естественный антиоксидант. В нем содержится большое количество насыщенных жирных кислот: каприловая, стеариновая, миристиновая, лауриновая, олеиновая. Их высокая концентрация в веществе способствует: противостоянию возникновения и развития вирусов, грибков, бактерий; активизации регенерирующих свойств кожи, ускоренному заживлению мелких повреждений; стабилизации протеинов, используемых для нормальной работы детского иммунитета; лучшему проникновению других ингредиентов крема во время массажа; удержанию влаги, стабилизации нормального кислотно-щелочного баланса, а также оптимального насыщения эпидермальных слоев кислородом.
  • Норковый жир. Является уникальным продуктом животного происхождения. Имеет свойства, способствующие регенерации клеток, заживлению ссадинок, исчезновению раздражений. Очень легко впитывается в кожу детей и смягчает ее. Содержит стеариновую, олеиновую, линолевую кислоты. Не вызывает аллергии и весьма устойчиво к хранению. Защищает детский эпидермис: в холодное время года от негативных факторов окружающей среды, от потери влаги, смягчает его. Активизирует регенерационные процессы, убирает шелушение, трещины, опрелости. Уменьшает неприятные ощущения при зуде и раздражении.
  • Ланолин. По своему составу этот компонент детского крема для массажа является очень близким к кожному салу человека. Не опасен для малышей (даже младенцев), способствует заживлению трещинок и различных повреждений, предотвращает их возникновение.
  • Ромашка. Превосходно подходит для деток, имеющих очень чувствительную склонную к различным раздражениям кожу. Регулирует ее жирность. Способствует стабилизации работы сальных желез, смягчает детский эпидермис и создает защиту от вредоносного воздействия различных экологических факторов.
  • Календула. Обладает противовоспалительным и противомикробным эффектом, антисептическими свойствами, способствует заживлению мелких ранок, царапин, ссадин. Освежает и успокаивает эпидермальный слой малыша.
  • Фенхель. Имеет ярко выраженный противогрибковый эффект. Его слегка уловимый запах прекрасно успокаивает нервную систему детей во время массажа.
  • Оксид цинка. Обладает регенерирующими свойствами, заживляет различные повреждения эпидермиса. Является совершенно безопасным для детей. Биологически и химически нейтрален, не вызывает раздражений. Подходит для детских кремов, используемых во время массажа для детей с очень чувствительной кожей. Является своеобразным минеральным фильтром, уменьшающим проявления воспалений и раздражений, имеющихся на эпидермисе. Образовывает слой, защищающий от воздействия неблагоприятных факторов.
  • Кунжутное масло. Прекрасно увлажняет, питает кожные покровы малышей. В его состав входят кислоты Омега-6 и 9, а также витамины А, С, Е. Богатое полезными веществами для кожи, масло обладает следующими свойствами: заживляет раны, уничтожает бактерии, грибки, стимулирует защитные свойства эпидермиса, способствует улучшению его общего состояния.

Какие нюансы необходимо учесть при покупке детского крема для массажа?
Приобретая массажное средство необходимо:



  1. Обязательно прочитать состав. В него должны входить только вещества натурального и растительного происхождения. Они хорошо увлажняют, защищают кожу крохи, ухаживают за ней. После проведения массажа с применением средства, содержащего природные вещества, эпидермис малыша будет покрыт невидимой защитной пленочкой, которая будет его предохранять от воздействия негативных факторов. При этом натуральные компоненты не засоряют поры, давая возможность коже дышать.
  2. Удостовериться, что в составе детского крема нет таких вызывающих аллергии элементов, как: коллаген, масло парафиновое, парабен, жиры искусственного происхождения, продукты переработки нефти.
  3. Понюхать крем для массажа для детей. Исключить покупку средства, имеющего сильный резкий запах. Качественная гипоаллергенная детская косметика практически не пахнет. Допускается лишь легкий цветочный или травянистый аромат.
  4. Проверить качество упаковки. Косметическое средство должно быть герметично запечатано и запаяно. На самом тюбике не должно быть вмятин, повреждений.
  5. Обратить внимание на срок годности, обозначенный на упаковке. Запрещается применять при детском массаже составы с просроченной или затертой датой допустимого использования, а также вообще без нее.
Крем, используемый для детского массажа, должен иметь приятную и нежную консистенцию, легко наноситься на тело. Если выбранное средство чем-то не нравится ребенку не нужно его применять, лучше не пожалеть денег и приобрести другое. Ведь процедура массажа и все, что ей сопутствует, должны полностью устраивать малыша.
Яна Быкова -> Всем, Медицинский массаж
Методика массажа при пороках сердца
Пороки сердца - стойкие анатомические изменения в строении сердца, нарушающие его функцию. Они бывают врожденные и приоб­ретенные. Наиболее частой причиной приобретенных пороков сердца является ревматизм, реже - септический эндокардит, атеросклероз, сифилис и травма сердца, в результате которых происходит дефор­мация клапанов. Нарушение строения клапанного аппарата сердца играет ведущую роль в нарушении гемодинамики. Особенно при вро­жденных пороках сердца дети отстают в физическом и умственном развитии. При пороках сердца нарушаются функции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся застоем в малом круге кровообращения, что приводит к различным симптомам (кашель, кровохарканье, хрипы в легких, пневмония вследствие застойных явлений в легких).

Показания к массажу:

  1. Неактивная стадия ревматиз­ма в межприступном периоде заболевания.
  2. Активная фаза ревма­тизма, но в период стихания остроты процесса. На этом этапе реко­мендуется массаж ног, который следует выполнять только через день.
  3. Недостаточность кровообращения I и II степеней. Задачи массажа: улучшить работу сердечно-сосудистой сис­темы и органов дыхания, общеукрепляюще воздействовать на орга­низм и приспособить его к физическим нагрузкам.

Противопоказания:

  1. Общие, исключающие примене­ние массажа.
  2. Период острого воспалительного процесса в миокар­де, эндокарде, перикарде и клапанах сердца.
  3. Недостаточность кро­вообращения III степени.
  4. Почечная и печеночная недостаточность


Методика  массажа

Массируемая область: Спина, грудная клетка (левая поло­вина грудной клетки с акцентом на область сердца), нижние и верхние конечности. Методика лечебного массажа дифференцируется в зависимо­сти от клинической картины заболевания. При отсутствии недостаточности кровообращения можно на­значать массаж с области сердца и спины (особенно, левая лопаточ­ная область), а при недостаточности кровообращения I и II степени - с массажа ног и рук.


Массаж спины

Положение больного сидя или лежа на правом боку. Следует отметить, что при любых заболеваниях сердца нельзя массировать больного в положении лежа на животе!!!!,  Так  как может возникнуть боль в сердце.  Начинают массаж спины с продольного попеременного погла­живания, затем проводят продольное выжимание по обеим сторонам спины.  Далее дифференцированно следует массировать широчайшие и трапециевидные мышцы, паравертебральные зоны грудных и шей­ных сегментов спинного мозга (от Ц - 1_12 до Д5 - Д2 и от С7 до С3), межреберные промежутки, нижний край левой лопатки. На широчай­шей мышце проводят ординарное и двойное кольцевое разминание, чередуя с потряхиванием. После этого переходят к растиранию меж­реберных промежутков по направлению от позвоночника к груди и, наоборот. На межреберных промежутках выполняют следующие раз­новидности растирания: лучевым краем кисти обеих рук, прямолиней­ное, спиралевидное и штрихообразное подушечками четырех паль­цев. Растирание под углом лопатки выполняется, когда массажист стоит с левой стороны от больного, используя растирание ребром ла­дони по направлению сверху вниз на себя. На фасции трапециевидной мышцы (между позвоночником и лопаткой) применяют растирание: «пиление», прямолинейное и спи­ралевидное подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев по направлению от нижнего угла лопатки до верхнего края лопатки, затем движение нужно продолжать к акромиальному отрост­ку. После этого проводят продольное попеременное поглаживание и продольное выжимание по всей спине, затем приступают к растира­нию паравертебральных зон спины, используя растирание подушеч­кой большого пальца и подушечками четырех пальцев. Эти приемы можно выполнять прямолинейно, спиралевидно, кругообразно или штрихообразно.


Массаж грудной клетки (левая половина грудной клетки)

Массаж области сердца проводится по методике, описанной выше при ИБС послебольничного периода лечения.


Массаж нижних и верхних конечностей

Как было сказано выше, при недостаточности кровообращения I и II степени назначает­ся и массаж конечностей. Массаж ног и рук целесообразно проводить по «отсасывающей» методике в положении больного лежа на спине. Массаж, в основном, включает такие приемы как поглаживание, вы­жимание, разминание (подушечками четырех пальцев, фалангами cо­гнутых пальцев, ординарное и двойное ординарное). Разминание сле­дует чередовать с потряхиванием. Выполняются также пассивно-активные движения в различных суставах конечностей. Нижние конеч­ности массируют по 3-4 мин., верхние - по 2-3 мин.



Методические указания

  1. Продолжительность сеанса массажа 8-10 минут, если масси­руются спина и левая половина грудной клетки, а если включается массаж конечностей, продолжительность сеанса доходит до 20-24 ми­нут. Курс массажа 10-12 сеансов, ежедневно или через день, при хо­рошем самочувствии можно и два раза в день.
  2. При массаже спины на крупных мышцах можно проводить ударные приемы (легкое похлопывание и поколачивание).
  3. После массажа спины и левой половины передней поверхно­сти грудной клетки сеанс следует заканчивать сотрясением грудной клетки в сочетании с глубоким грудным дыханием и длительным вы­дохом.
  4. При сопутствующем спондилезе без корешкового синдрома рекомендуется при массаже спины более тщательно воздействовать на межпозвонковые диски и весь позвоночник.

Яна Быкова -> Всем, ЛФК. Лечебная гимнастика
ЛФК при заболеваниях органов дыхания: ЛФК при пневмонии
bac10c2208bd16316522ebf8fcf74010.jpg

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
  • осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
  • способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
  • способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
  • увеличить отделение мокроты
  • уменьшить проявление бронхоспазма
  • способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
  • вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.

Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
  • дыхательная недостаточность третьей степени
  • наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
  • кровохарканье или угроза такового
  • асматический статус
  • полный ателектаз легкого
  • скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
  • оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
  • способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
  • не допускать возникновения ателектазов.

Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение - лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться - 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений - медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений - максимальная.
Длительность процедуры - 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение - сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня - до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.



Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:


Комплекс №1

Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
  1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
  2. Сделать вдох - руки поднять вверх, выдох - опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
  3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох - вернуться в исходное положение.
  4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - руки опустить.
  5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
  1. Сделать вдох - отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох - вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
  2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.



Комплекс №2

Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
  1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
  2. Сделать вдох - поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох - опустить руку.
  3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох - вернуться в исходное положение.
  4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох - вернуться в исходное положение, выдох - руки развести в стороны.
  5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
  1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
  2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
  3. Взять в руки булавы. Сделать вдох - руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох - наклониться, булавы поставить на пол.
  4. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
  5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох - прогнуться назад, выдох - наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений - не меньше 20-25.



Комплекс №3

Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
  1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох - вернуться в исходное положение.
  2. Сделать вдох - поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох - присесть, кисти рук находятся на коленях.
  3. Сделать вдох - выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох - вернуться в исходное положение.
  4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох - выполнить повороты в стороны, выдох - вернуться в исходное положение.
  5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
  6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки, выдох - наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох - положить палку на сиденье.
  7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох - отклониться от стенки, выдох - вернуться в исходное положение.
  8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох - поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох - держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
  9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - с помощью палки поджать колено к животу.
  10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох - развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох - вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.
Яна Быкова -> Всем, Медицинский массаж
Массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
e946ea4a602e05b3e5a8730489e458f3.jpg

Массаж в комплексе терапевтических мероприятий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы улучшает регулятивные возможности организма, показатели сосудистой циркуляции и саму сердечную деятельность.

Обычно назначается массаж спины, воротниковой зоны, и иногда, по показаниям, массаж верхних и нижних конечностей.
Особенность массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы заключается в медленном темпе и ритмичных движениях при полусидячем положении больного.


При функциональных неврозах – плоскостное круговое поглаживание, растирание левой половины грудной клетки, легкая вибрация, разминание от верхушки сердца к основанию, очень легкое. Движения медленные и ритмичные, можно применить легкую вибрацию.

При стенокардии положение больного сидя – легкое поглаживание, растирание, разминание продольно и поперечно, нежное похлопывание, поглаживание и легкое сотрясение грудной клетки. Начинать массаж надо со спины – трапециевидная мышца, задняя поверхность шеи, грудино-ключично-сосцевидная мышца, межреберные мышцы и межлопаточные мышцы с переходом на область сердца, грудных мышц, левого плеча, суставов, внутренней поверхности предплечья со стороны мизинца. Используются поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, легкое рубление в области VII шейного позвонка и легкая ритмичная вибрация. Заканчивают массаж широким, медленным, ритмичным штрихованием. При слабости сердечной деятельности – похлопывание в области сердца и лопатки, сотрясение грудной клетки с дыхательными движениями.



Массаж при ревматических пороках сердца

Массаж назначается при отсутствии сопутствующих воспалительных процессах. Массируются спина, грудь, межреберные мышцы, область сердца, грудина, левая реберная дуга, верхние и нижние конечности. Используются поглаживание, растирание, разминание (продольное и поперечное), похлопывание, сотрясение грудной клетки с дыхательными движениями.

При массаже области сердца и грудины – поглаживание поверхностное и глубокое, растирание, разминание грудных мышц, вибрация непрерывная, похлопывание в области сердца, поглаживание от грудины к позвоночнику, сдавливание и растяжение грудной клетки с вдохом и выдохом.
Нижние и верхние конечности массируют широкими штрихами, используя все приемы.
На курс лечения 12 процедур по 20 минут.



Массаж при хронической ишемической болезни сердца

При хронической ишемической болезни сердца массаж в сочетании с лечебной гимнастикой устраняет застойные явления, улучшает коронарное кровообращение, ускоряет обменные процессы, в том числе и окислительно-восстановительные процессы в мышцах, оказывает благотворное влияние на психику больного, активирует больного к физическому и умственному труду.

Массаж назначается при отсутствии болей в области сердца, одышки, аритмии в состоянии покоя, при нормальном артериальном давлении.
Начинаем массаж с ног. Поглаживаем стопы, голень, суставы по направлению к паховой области, нежно, циркулярные растирания тыльной поверхности стоп чередуют с поглаживанием; неглубокие разминания голени, валяние, продольные разминания чередовать с поглаживанием и пассивными, затем активными движениями, с переходом (по показаниям) на ягодицы, спину. На спине массируем трапециевидную мышцу. Поглаживаем, растираем с захватом широчайшей мышцы спины, межлопаточной области, межреберных мышц до затылка; граблеобразное растирание от грудины к позвоночнику; разминание большой грудной мышцы и левого плеча, легкая вибрация в области сердца, руки – общими штрихами поглаживание, растирание, разминание от мизинца до плечевого сустава. Снова погладить грудную клетку.
На курс 12–15 процедур по 20 минут каждый день.



Массаж при гипертонической болезни I–IIА стадий

Массируем голову, шею, воротниковую зону сидя, внимание на IV шейный и II грудной позвонки. Движение сверху вниз, ритмично, средней силы.
Голову – легкий массаж обычной методикой, упор на затылочные бугры – граблеобразное поглаживание, кругообразное растирание, сдвигание и растяжение кожи головы.
Затем переходим на шею. Плоскостное щипцеобразное поглаживание с переходом нагрудино-ключично-сосцевидные мышцы, щипцеобразное разминание с переходом на воротниковую зону. Если артериальное давление высокое, делают массаж живота в положении лежа, т. к. может резко снизиться давление.
Курс лечения 12–15 процедур по 15 минут каждый день.



Массаж при гипотонической болезни

В отличие от массажа при гипертонической болезни, при гипотонии основу методики составляют движения снизу вверх: массаж ягодичных мышц и гребней подвздошных костей, сотрясение таза, массаж нижних конечностей с упором на икроножные мышцы. Гипотонической болезни часто сопутствует атония кишечника – в этом случае делают и массаж кишечника. Завершается методика массажем воротниковой зоны.

Массаж начинают от нижележащих областей к вышележащим. Крестец, ягодицы и подвздошные кости – плоскостное, обхватывающее поглаживание. Кругообразное растирание ягодицы (можно кулаком или локтем). Штрихование, пиление, пересекание, продольное разминание поясничной области, поперечное – передней стенки живота, вибрационное поглаживание, похлопывание и сотрясение таза.

Нижние конечности массировать поэтапно, сначала заднюю часть, затем, перевернув больного на спину, и переднюю часть. Плоскостное обхватывающее поглаживание голени и бедра, циркулярное растирание, строгание, пиление, продольное и поперечное разминание. Вибрация, валяние, похлопывание, рубление, встряхивание конечностей пассивные и активные движения.

Живот мысленно от пупка делим пополам горизонтальной линией. Верхнюю часть живота при массаже тянем к подмышечным впадинам, нижнюю – к паху. Плоскостное неглубокое поглаживание к подмышкам, растирание, штрихование, разминание продольное и поперечное передней стенки живота, накатывание. При атонии кишечника подталкивание, горизонтальное и вертикальное встряхивание живота.

Воротниковая зона массируется обычным методом, только движения (по направлению и нарастанию усилий) должны быть направлены снизу вверх.
На курс лечения 15 процедур по 20 минут, хорошо сочетать с ЛФК и бальнеолечением.



Массаж при облитерирующем эндартериите

Массаж делается в начальной стадии заболевания и при условии отсутствия признаков тромбофлебита и угрозы отрыва тромба. По этой же методике выполняется массаж при варикозном расширении вен нижних конечностей с трофическими изменениями кожи, ангиоспазмами, при атеросклерозе сосудов конечностей.
Методика: Последовательность и используемые приемы практически обычны для массажа конечностей. При массаже нижних конечностей надо начинать с пояснично-крестцового отдела, затем ягодицы, подвздошные бугры, далее пальцы, подошва, суставы, голень, бедро. Массаж проводится при возвышенном положении конечности.

При массаже верхних конечностей – грудино-ключично-сосцевидные мышцы, мышцы спины, межлопаточная область, плечевой сустав и кисть, пальцы, суставы, предплечье и плечо. В массаже используются все приемы.

Яна Быкова -> Всем
Захрустело?
Хруст в суставах для многих людей, а особенно для спортсменов стал уже обыденным явлением, которому не придают особое значение, до тех пор, пока этот хруст не усилится и станет таким навязчивым, а Ваше присутствие будет выдавать звонкое похрустывание и веселое потрескивание суставов. Собственно из-за чего появляется хруст в суставах, а также как его устранить мы сейчас подробнее рассмотрим.


Прежде чем кинуться на борьбу с этими неприятными хрустами в суставах, необходимо разобраться в возможных причинах, которые порождают сам хруст и что он могут означать.


Итак, не смотря на активно развивающиеся в медицине способы диагностирования тех или иные изменения, медицина до сих пор не может дать четкий ответ на то, что же все-таки является причиной хруста в суставах и какие возможные угрозы данный хруст может нести в себе для организма человека.

На сегодняшний день существуют два лагеря приверженцев, которые выдвигают свои догадки в возможных причинах.



Хруст в суставах и его причины


  1. Как утверждают приверженцы первого лагеря, причиной хруста в суставах является пузырьки скопившегося газа в синовиальной жидкости, которая является смазкой для суставов. Как только происходит движение в суставах, они начинают смещаться друг относительно друга, повышая при этом давление в синовиальной жидкости, это давление лопает пузырьки газов в синовиальной жидкости, за счет чего происходит характерный треск и хруст в суставах. Если при возникновении данного хруста в суставах не возникает никаких явных болевых ощущений, то беспокоятся не о чем. В подтверждение своей теории «пузырьковый» лагерь приводит в пример исследования врача Дональда Ангера, который на протяжении 60 лет целенаправленно хрустел пальцами только одной руки и в результате кисти на правой и левой руке были в одинаково хорошем состоянии.
  2. Второй лагерь приверженцев утверждает о том, что любой хруст в суставах и даже самый безобидный хруст, без явных болевых ощущений является предвестником заболеваний связанных с опорно-двигательным аппаратом, таких как: остеоартрит, остеоартроз и т.д.

Однако, как Вы уже поняли, медицина не знает ответа на вопрос и действительных причины возникновения такого хруста и к чему впоследствии он может привести, так как причин и факторов вызывающие этот хруст может быть много. Не говоря уже о том, что медицина до сих пор не научилась эффективно лечить заболевания связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а в частности с суставами и данные проблемы тревожат многих людей и особенно спортсменов.



Хруст в суставах – его профилактика и лечение


В любом случае самым лучшем средством от заболеваний связанных с опорно-двигательным аппаратом является его своевременная профилактика. Она не требует особых затрат времени и усилий, но поможет Вам сохранить здоровье связок и суставов и обезопасит от появления нежелательных проблем, от которых в последствии придется долго и нудно избавляться, тратя на это свои силы, нервы и время.


И начнем мы с хондропротекторов, которые представляют с собой специальные добавки, помогающие восстанавливаться и укрепляться суставы и связки. К хондропротекторам можно отнести препараты, содержащие в себе хондроитин, глюкозамин и мсм, а также другие вспомогательные ингредиенты, которые помогают полноценно восстанавливать поверхность суставов и снять воспаление со связок. Все эти вещества можно легко приобрести в специализированных магазинах спортивного питания в виде добавки.


Другим эффективным способом профилактики хруста в суставах является гимнастика и специальные упражнения для укрепления связок и суставов, их достаточно много, выбирайте упражнения себе по душе и применяйте их на практике. Самым главным правилом и залогом успеха здесь является постоянство в выполнениях упражнений.



Хруст в суставах лечение


Если в процессе хруста в суставах Вы ощущаете боль, которая могла возникнуть вследствие интенсивных физических нагрузок, то здесь следует в первую очередь снизить нагрузку с проблемной зоны и дать по возможности покой связкам и сустава, для того чтобы они полноценно восстановились. По прошествии некоторого времени можно снова вернуться к тренировкам при этом значительно снизив рабочие веса и интенсивность, постепенно и аккуратно наращивая предыдущие результаты.


Также следует уделить внимание своему рациону питания, убрав оттуда животные жиры и жирные сорта мяса, а также жирные кисломолочные продукты. Следует добавить в рацион побольше рыбы и растительных масел, которые богаты омега 3 жирными кислотами и продукты богатые витамином С, который предотвращает развитие остеартроза.


Ну и, конечно же, хорошо разминайтесь и по возможности используйте специальные фиксирующие повязки и бандажи для суставов. Будьте здоровы!

Анна КулаеваАнна Кулаева
20.05.16 14:520 Ещё
Хруст преследует с раннего детства во всех суставах, включая суставы пальцев ног.
Недавно услышала о связи этого хруста с состоянием желчного пузыря. Знает кто что-нибудь о подобном?
Яна БыковаЯна Быкова
19.06.16 16:070 Ещё
Хруст в детстве - дело вполне объяснимое, это-незрелость связочно-мышечного аппарата. А вот во взрослом состоянии могут быть совершенно иные причины. И тревожные и как вариант нормы. С желчым вопрос интересный... я думаю скорее связано с работой печени. В печени образуются структурные единицы белка- аминокислоты, из них образуется коллаген. Коллаген это фибриллярный белок , составляющий всю соединительнотканную основу ( сухожилия, хрящи  и т.д) и осуществляет механическую биофункцию суставов. Если коллагена мало- возникают дефекты соед. ткани, хрящей и т.д -в результате нарушение полноценной функции сустава и хруст, который мы слышим..
Яна БыковаЯна Быкова
19.06.16 16:100 Ещё
Т.е. при заболеваниях  печени и желчевыводящих путей нарушается функция выработки аминокислот, соответственно нарушение синтеза коллагена со всеми вытекающими последствиями...
 

Расскажите друзьям:


Публикации на «массажист.рф» не следует рассматривать как врачебные рекомендации по диагностике и лечению. Массаж имеет противопоказания. Консультации специалистов портала не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.